i
Республика Коми, г. Ухта
ПН - ПТ : 10.00 - 17.00
+7 912 152 0449

Наверх
2024-09-11 23:26:48
Руководство по эксплуатации ОНК-140-01
РЭ на ОНК-140-01, -01М, -18, -18М (ЛГФИ.408844.009-01 РЭ)

Согласно требований "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъем-ных кранов" (ПБ-10-14-92) стреловые самоходные краны для предупреждения их опрокидыва-ния и разрушения их узлов должны быть оборудованы ограничителем грузоподъемности, ав-томатически отключающим механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает грузоподъемность для данного вылета более, чем на 10 %.

Руководство по эксплуатации ограничителей нагрузки кранов на специальном шасси автомобильного типа ОНК-140-01, ОНК-140-01М, ОНК-140-18, ОНК-140-18М (в дальнейшем - изделие, ограничитель или ОНК) разработано во исполнение требований Правил и в соот-ветствии с ГОСТ 2.601-95.

Настоящий документ является руководством по эксплуатации ограничителей нагруз-ки ОНК-140-01, ОНК-140-01М, ОНК-140-18, ОНК-140-18М на кранах КС-3574М, КС-3574М1, КС-35714, КС-35714-2, КС-35714К, КС-35715, КС-35715-2, КС-45717, КС-45717-1, КС-45717А, КС-45717А-1, КС-45717К, КС-45717К-1, КС-45717М и их модификаций.

Документ содержит сведения о конструкции, принципе действия, указания, необхо-димые для правильной и безопасной эксплуатации прибора, указания по техническому об-служиванию, правила хранения, упаковки и транспортирования.

Руководство по эксплуатации входит в состав обязательных эксплуатационных доку-ментов, предусмотренных паспортом указанных выше кранов и их модификаций.

1.1.1 Ограничитель ОНК-140 предназначен для установки на самоходные краны на автомобильном шасси со стрелами, имеющими гидравлический привод, и служит для защиты крана от перегрузок и опрокидывания при подъеме груза, защиты рабочего оборудования от повреждения при работе в стесненных условиях или в зоне линий электропередачи (коорди-натная защита) и для отображения информации о фактической массе поднимаемого груза, предельной грузоподъемности, степени загрузки крана, величине вылета, высоте подъема оголовка стрелы, ее длине и угле наклона относительно горизонта.
Встроенный в ОНК регистратор технических характеристик [блок телеметрической памяти (БТП)] обеспечивает запись и долговременное хранение информации о рабочих па-раметрах крана, указанных в п. 1.2.1, а также о степени нагрузки крана в течение всего срока службы ограничителя (12 лет).
Порядок работы с БТП изложен в инструкции пользователя ЛГФИ.408844.009 И1, входящей в состав комплекта поставки считывателя телеметрической информации СТИ-1 (поставляется по отдельному заказу).
1.1.2 Ограничитель в зависимости от режима работы и геометрии рабочего оборудо-вания крана производит выборку одной из заложенных в память программ грузовых характе-ристик и воспроизводит ее в виде заградительной функции, т.е. зависимости между вылетом и массой груза, при превышении которой формируются выходные команды управления бло-кировочными устройствами грузоподъемных механизмов.
1.2.1 Ограничитель выдает цифровую информацию:
- о моменте опрокидывания крана Mопр (относительно его максимально допустимого зна-чения; с учетом момента, создаваемого пустой стрелой), в процентах, если Mопр ≤ 100 %, или о степени загрузки крана относительно максимальной грузоподъемности, если Mопр > 100 %;
- о величине вылета крюка R, в метрах;
- о фактической массе поднимаемого груза Q, в тоннах;
- о длине стрелы L, в метрах;
- о высоте подъема оголовка стрелы H, в метрах;
- о максимальной грузоподъемности Qmax (в тоннах) на данном вылете R;
- об угле азимута поворотной платформы γ, в градусах;
- об угле наклона стрелы относительно горизонта α, в градусах;
- о давлениях в поршневой и штоковой полостях гидроцилиндра подъема стрелы, в атмосферах.
1.2.2 Ограничитель сигнализирует:
- зеленой лампой НОРМА - о нормальном режиме работы крана;
- желтой или зеленой лампой "90 %" и прерывистым звуковым сигналом - о том, что кран загружен не менее, чем на 90 % ;
- красной лампой СТОП, прерывистым звуковым сигналом и отключает механизмы крана при превышении допустимого значения грузового момента, заложенного в программу на любом из режимов его работы;
- красным индикатором, прерывистым звуковым сигналом и отключает механизмы крана при приближении оголовка стрелы на опасное расстояние к проводам воздушных ли-ний электропередачи (ЛЭП) переменного тока частотой 50 Гц и напряжением свыше 0,22 кВ;
- красным индикатором - о срабатывании концевого выключателя подъема крюка;
- красным индикатором - о срабатывании обогревателя [термостата (ТС)] ОНК;
- красным индикатором - о наличии напряжения +5 В на ОНК;
- красными индикаторами - о выбранных крановщиком для работы стреловом обору-довании, опорном контуре и схемы запасовки грузового каната;
- о введении режима координатной защиты включением соответствующих индикато-ров (постоянным свечением) по числу введенных ограничений;
- красной лампой, прерывистым звуковым сигналом, отключает механизмы крана и дополнительно включает мигающим светом соответствующие светодиоды по числу введен-ных ограничений без отключения лампы зеленого света при достижении заданных ограниче-ний типа "Стена", "Потолок", "Поворот вправо", "Поворот влево" (координатная защита).
Программно-аппаратные средства ограничителя обеспечивают проверку исправности основных его узлов, линий связи с датчиками и локализуют неисправность путем выдачи на индикатор кода неисправности.
Ограничитель предназначен для работы в следующих условиях:
- при изменении температуры окружающей среды от минус 45 до плюс 55 °С;
- при относительной влажности воздуха 98 % при температуре плюс 25 °C.
Степень защиты корпусов ограничителя по ГОСТ 14254-96:
- IР50 - для блока обработки данных (БОДа);
- IР55 - для датчиков.
1.2.3 Диапазон измерения и допустимые изменения значений основных параметров и характеристик, а также основные технические данные (не указанные выше), которые обеспе-чивает ограничитель, приведены в таблице 1.
таблица 1
таблица 2
1.4.1 Принцип действия ограничителя (рисунок 1) основан на последовательном опросе и преобразовании аналоговых сигналов с датчиков в цифровой код, определении угла и длины стрелы, расчете цифровыми методами величины вылета, высоты подъема (по за-данным геометрическим размерам рабочего оборудования крана), а также вычислении фак-тической массы груза и степени загрузки крана с последующим их сравнением с предельно-допустимыми значениями при выбранном режиме работы.
Ниже приведены сокращения, используемые при описании работы ОНК:
- АЦП -аналого-цифровой преобразователь;
- БОД - блок обработки данных;
- ДД -датчик длины стрелы;
- ДУГ - датчик угла (азимута);
- ДУГМ - датчик угла маятниковый (датчик угла подъема стрелы);
- МЗОН - модуль защиты от опасного напряжения;
- МК - микроконтроллер;
- ОЗУ - оперативное запоминающее устройство;
- ПЗУ - постоянное запоминающее устройство;
- ПрД -преобразователь (датчик) давления;
- Rt - терморезистор - датчик температуры.

рисунок 1

1.4.2 ОНК подключается к системе управления крана (см. рисунок 2) посредством разъемов: через разъем Х1 БОДа проходят цепи управления исполнительными механизма-ми, цепи питания изделия, сигналы с концевых выключателей, связанных с ручками управле-ния крана; датчики подключаются к прибору через индивидуальные разъемы.
1.4.3 Работа изделия осуществляется под управлением программы, заложенной в память микроконтроллера (МК) БОДа.
Программное обеспечение включает в себя подпрограмму тестирования, подпро-грамму настройки и рабочую программу.
При запуске (нажатии клавиши ТЕСТ) подпрограммы тестирования вычислитель про-веряет исправность оперативного запоминающего устройства (ОЗУ), постоянного запомина-ющего устройства (ПЗУ), аналого-цифрового преобразователя (АЦП), модуля индикации (МИ) и однокристального микроконтроллера (ОМК). Кроме того, после подачи напряжения пи-тания и в процессе работы ведется контроль состояния линий связи датчиков (на обрыв и замыкание) и контроль исправности ОМК.
При прохождении теста модуля индикации в трех младших разрядах всех индикато-ров жидкокристаллических цифровых (ИЖЦ) последовательно отображаются цифры от 9 до 1 с частотой смены информации около 1 с и поочередно, слева - направо и сверху - вниз, кратковременно включаются светодиодные индикаторы.

Фото

Подпрограмма настройки выполняется при установке переключателя "РАБОТА - НАСТРОЙКА" в положение НАСТРОЙКА. Переключатель находится в специальном люке на верхней или боковой стенке БОДа и используется при настройке и привязке ограничителя на кране. При этом имеется возможность изменения содержимого настроечного ПЗУ.
Рабочая программа выполняется при установке переключателя "РАБОТА - НАСТРОЙКА" в положение РАБОТА.
1.4.4 Управление работой изделия [ввод режимов работы крана и (или) параметров координатной защиты, индикация режимов работы и (или) рабочих параметров крана] осу-ществляется с лицевой панели БОДа (см. рисунок 4).
Расчет параметров грузоподъемности крана и степени его загрузки осуществляется в БОДе по значениям информационных сигналов с датчиков угла наклона стрелы, длины стре-лы и давлений (зависящих от веса груза на крюке крана) в полостях гидроцилиндра подъема стрелы с учетом значений сигналов с датчика азимута и концевых выключателей положения рычагов управления крана и стрелы.
По результатам расчета, при достижении предельных состояний режимов работы крана (грузоподъемности, углу поворота крана в режиме координатной защиты и др.), БОД выдает сигналы на реле отключения механизмов крана.
1.5.1 Маркировка изделия наносится на боковой стенке БОДа и содержит:
- товарный знак предприятия-изготовителя (наносится на лицевой панели);
- условное обозначение типа изделия и его модификации;
- порядковый номер изделия по системе нумерации предприятия-изготовителя.
1.5.2 Маркировка на составные части ОНК наносится непосредственно на их корпуса или на жгуты, подходящие к ним, и содержит:
- условное обозначение блока в соответствии с таблицей 2;
- порядковый номер изделия по системе нумерации предприятия-изготовителя.
1.5.3 Пломбирование изделий, входящих в комплект ОНК, производится ОТК пред-приятия-изготовителя в местах крепления их крышек (пломбы типа А и Б).
В БОДе дополнительно пломбируется (см. рисунок 3) люк для доступа к элементам настройки (пломба типа Б), который пломбируется пломбой завода-изготовителя крана.
1.5.4 Снятие и установку пломб ограничителя нагрузки производит инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, с отметкой в паспорте ограничителя.
рисунок 3
2.1.1 БОД предназначен для выполнения необходимых расчетов, индикации пара-метров и режимов работы, а также для управления механизмами крана. БОД, устанавливаемый в кабине крановщика, состоит из трех функционально закон-ченных устройств (ФУ): источника питания (ИП), модулей индикации (МИ) и контроллера (МК), каждое из которых выполнено на отдельной печатной плате. Электрическая связь между ФУ, а также между ФУ и выходными разъемами БОДа обеспечивается через кросс-плату.

2.1.2 ИП выполнен по схеме импульсного преобразователя с широтно-импульсной модуляцией (ШИМ) и предназначен для преобразования нестабильного входного напряжения ограничителя в стабилизированные напряжения.
ИП вырабатывает следующие стабилизированные напряжения:
- для питания МК и ДУГМ: + 15 В (15 мА) и минус 15 В (15 мА);
- для питания МК и МИ: + 5 В (200 мА);
- для питания микросхемы ОМК: + 5 В (15 мА);
- для питания датчиков: + 5 В (100 мА) и минус 5 В (100 мА).

2.1.3 МК выполнен на основе большой интегральной схемы ОМК.
В состав ОМК входят:
- процессор;
- ПЗУ емкостью 16 кбайт;
- ОЗУ емкостью 512 байт;
- 14-разрядный АЦП;
- шестиразрядный коммутатор входа АЦП;
- контроллер клавиатуры и индикации.

Кроме ОМК, на плате контроллера (МК) размещены:
- блок телеметрической памяти;
- восемь силовых ключей управления исполнительными механизмами крана;
- входные усилители преобразователей давления и датчика угла маятникового;
- защитные диоды;
- настроечное ОЗУ для хранения параметров настройки конкретной модели крана.
Функционирование ограничителя полностью определяется программой, "зашитой" в ПЗУ МК, и заключается в преобразовании сигналов с аналоговых датчиков в цифровой код, выполнении необходимых математических расчетов, отображении в цифровой форме рас-считанных значений параметров и формировании выходных сигналов управления исполни-тельными реле.

2.1.4 МИ предназначен для отображения (на трех ИЖЦ) в цифровом виде рабочих параметров и режимов работы (светодиодные индикаторы) крана, выдачи предупреждающе-го об опасности звукового сигнала и ввода режимов работы крана.
На плате МИ размещена также схема управления обогревом, которая включает подо-греватели под ИЖЦ при температуре менее минус 10 °С.
Плата МИ крепится к лицевой панели БОДа.
Назначение элементов индикации и органов управления лицевой панели показано на рисунке 4 и приведено ниже.
Зеленая лампа "Норма" (1) указывает, что кран работает с нагрузкой, безопасной для его конструкции.
Желтая лампа "90 %" (2) указывает, что нагрузка крана по массе поднимаемого гру-за составляет более 90 % от максимально допустимой величины.
Красная лампа "Стоп" (3) сигнализирует о нахождении крана в опасной зоне (пре-вышение допустимого значения грузового момента), при которой фактическая нагрузка дости-гает более 105 %.
Одновременное включение зеленой и красной ламп (1, 3) указывает о нахождении стрелы за пределами разрешенной рабочей зоны (нарушение геометрических размеров ра-бочей зоны крана). Одновременно с загоранием ламп срабатывает реле координатной защи-ты, которое блокирует движение всех механизмов крана, и выдается звуковой сигнал.
Индикатор режима работы с гуськом (14) горит, если ведется работа с гуськом.
Индикатор подъема крюка и модуля защиты от опасного напряжения (18) мига-ет, если сработал выключатель ограничения подъема крюка, горит постоянно , если антенна находится в зоне воздействия ЛЭП.
Индикаторы запасовки полиспаста (19 - 22) отображают выбранную крановщиком схему запасовки полиспаста. Индикаторы мигают, если масса груза на крюке превышает до-пустимое значение на данной запасовке.
Пример - Если горят индикаторы 8 и 4, это значит, что выбрана запасовка 12 (сумма цифр, проставленных в непосредственной близости с включенными индикаторами запасовки).
Фото
Индикатор фиксации второй секции гуська (23) указывает на срабатывание выключателей фиксации пальцев стрелы.
Примечание - В данной модификации ОНК этот индикатор не используется.
Индикаторы опорного контура (25-29) отображают выбранную крановщиком схему опорного контура для выполнения конкретного вида работ.
Примеры
1 Если включены индикаторы 26 и 28, значит кран работает на вдвинутых опорах.
2 При включенных индикаторах 25, 29 левые и правые опоры выдвинуты полностью.
3 При включенном индикаторе 27 работа крана производится с колес.

Индикаторы координатной защиты (30 - 33) включаются (горят) при введении ограничений "Потолок", "Стена", "Угол слева", "Угол справа" и мигают при достижении во время работы крана соответствующих ограничений.
Кроме того, эти индикаторы мигают при нарушении геометрических размеров рабо-чей зоны крана: кран вошел с грузом или выдвинутой стрелой в запрещенную зону работы над кабиной (мигают светодиоды 32, 33); превышен предельный угол подъема (30) или опус-кания стрелы (31).
При мигании хотя бы одного индикатора координатной защиты (30 - 33) срабатывает реле координатной защиты, блокирующее все движения крана, и звучит звуковой сигнал.
Индикаторы смены группы индицируемых параметров (34, 35) указывают на од-ну из двух групп параметров, которая будет выдаваться для отображения на ИЖЦ:
- при включенном индикаторе 34 индицируются параметры, обозначенные на лице-вой панели БОДа синим цветом ("MRQмах");
- при включенном индикаторе 35 индицируются параметры, обозначенные желтым цветом ["LП(Н)Q")].
Индикаторы жидкокристаллические цифровые (ИЖЦ) предназначены для отоб-ражения рабочих параметров крана.
В зависимости от выбранного режима индикации (индикаторы 34 35) на ИЖЦ выда-ются значения следующих параметров:
- на верхний индикатор - момента опрокидывания крана Мопр в процентах от макси-мально допустимого значения на данном вылете (с учетом массы груза и пустой стрелы) или длины стрелы L в метрах;
- на средний индикатор - вылета R в метрах или высоты H в метрах;
- на нижний индикатор - максимально допустимого веса на крюке на данном вылете Qmax в тоннах или фактической массы груза на крюке Q в тоннах.
Последовательным нажатием кнопки ВЫБОР П (36) производится выбор номера настраиваемого параметра в режиме НАСТРОЙКА.
Примечание - В некоторых модификациях ограничителей этой же кнопкой производится вы-вод на средний ИЖЦ значений давления масла в двигателе, температуры охлаждающей жидкости и других дополнительных параметров (индикаторы 6-10).

Кнопками ввода координатной защиты (37 - 40) производится ввод ограничений "Потолок", "Стена", "Угол слева" и "Угол справа".
Этими же кнопками в режимах ТЕСТ и НАСТРОЙКА производится увеличение ("+") или уменьшение ("-") номера параметра, выдаваемого на индикацию, и его величины, а также занесение их значений в настроечную память с помощью кнопки "" (40, - ввод).
Кнопкой ПОДСВЕТКА (41) производится включение и выключение (при повторном нажатии кнопки) ламп подсветки индикаторов ИЖЦ в темное время суток.
Кнопка ЧАСЫ (42) обеспечивает выдачу на средний и нижний индикаторы БОДа значений указанных на верхнем ИЖЦ параметров, хранимых в регистраторе технических ха-рактеристик [блоке телеметрической памяти (БТП)] БОДа.
Тип выдаваемого на индикацию параметра БТП зависит от числа нажатий на кнопку и отображается его кодом (номером) в двух младших (правых) разрядах верхнего ИЖЦ:
00 - дата установки ОНК на кран;
01 - наработка (моточасы работы) крана;
02 - характеристическое число N (приведенная наработка крана за суммарное число циклов С его нагружения), по величине которого судят о степени износа крана.
При однократном нажатии на кнопку ЧАСЫ на верхнем ИЖЦ отображается код пара-метра "00", а на среднем и нижнем индикаторах - соответственно дата, месяц (например, 17.06) и год (например, 1999) установки ограничителя на кран.
При двукратном нажатии на кнопку ЧАСЫ на верхнем ИЖЦ отображается код пара-метра "01", а на среднем и нижнем индикаторах - соответственно старшие и младшие разря-ды моточасов работы крана.
При трехкратном нажатии на кнопку ЧАСЫ на верхнем ИЖЦ отображается код пара-метра "02", а на среднем и нижнем индикаторах - соответственно старшие и младшие разря-ды характеристического числа N.

Примечания
1 Время между двумя последовательными нажатиями кнопки не должно превышать 5 с.
2 По истечении 5 с после нажатия кнопки происходит автоматическое выключение режима индикации времени.
3 Методика занесения даты установки ограничителя на кран с помощью кнопки ЧАСЫ при-ведена в инструкции по монтажу ОНК на кране (ЛГФИ.408844.009-01 ИМ).


Кнопкой ТЕСТ (43) производится включение режима тестирования ОНК
После прохождения теста на верхний ИЖЦ выдается значение текущего момента опрокидывания крана,
на средний ИЖЦ - наименование параметра,
а на нижний ИЖЦ - величина одного из следующих параметров [Выбор одного из этих параметров осуществляется нажатием кнопок "+" (37) и " - " (38)]:
AL (альфа )- угол наклона стрелы в градусах;
GA (гамма) - угол поворота платформы (азимут) в градусах;
Рп - давление в поршневой полости гидроцилиндра в атмосферах;
Рш - давление в штоковой полости гидроцилиндра в атмосферах;
Р - результирующее давление на поршень гидроцилиндра в атмосферах;
t - температура окружающего воздуха в градусах Цельсия;
d1 - наличие на дискретных входах "D4" - "D1" напряжения 24 В.
При этом появление цифры 1 в соответствующих разрядах (справа - налево) нижнего индикатора указывает на:
- в разряде 1 - срабатывание концевого выключателя подъема крюка;
- в разряде 2 - срабатывание концевого выключателя полностью собранной стрелы (если таковой имеется);
- в разряде 4 - срабатывание концевого выключателя подъема стрелы вверх (если таковой имеется);
d2 - наличие на дискретных входах "D8" - "D5" напряжения 24 В.
При этом появление цифры 1 в разряде 2 (при отсчете справа - налево) нижнего индикатора указывает на срабатывание концевого выключателя выдвижения стрелы;
Повторное нажатие на кнопку ТЕСТ переводит ограничитель в рабочий режим.

Коды неисправностей ОНК приведены в таблице 3.

Каждое нажатие на кнопку смены индикации (44) приводит к смене группы пара-метров [обозначены на лицевой панели синим (MRQмах) и желтым (LНQ) цветом], выдавае-мых для отображения на ИЖЦ. При этом группа индицируемых параметров указывается од-ним из включенных индикаторов 34 или 35 (см. выше).
Кнопка выбора режима работы стрелового оборудования и опорного контура (45) предназначена для выбора режима работы (стрела или гусек), устанавливает требуе-мую для работы конфигурацию опорного контура: выдвинутые опоры, вдвинутые опоры, ра-бота с колес (индикаторы 25 - 29). Общий режим работы опорного контура и стрелового оборудования указывается цифрой (появляется после первого нажатия на кнопку 45) на нижнем ИЖЦ после знака "Р - ". Смена типа стрелового оборудования происходит при каждом нажатии кнопки 45.
После завершения выбора режима работы стрелового оборудования и опорного кон-тура необходимо нажать кнопку "↵" (40, - кнопка занесения режима в память ОНК).
Кнопка выбора схемы запасовки полиспаста (46) предназначена для выбора (установки) числа канатов в полиспасте крюка. Для установки требуемой кратности запасовки необходимо кратковременно нажимать кнопку 46 до тех пор, пока сумма цифр у включенных индикаторов запасовки (19 - 22) не бу-дет равна необходимой кратности. Установленная кратность запасовки выдается на средний ИЖЦ сразу же после нажатия кнопки 46.
Пример - Если горят индикаторы 8 и 4, это значит выбрана запасовка 12 (сумма цифр 8 и 4, проставленных в непосредственной близости с включенными индикаторами запасовки). После установки схемы запасовки необходимо нажать кнопку "↵" (40).
Кнопка СБРОС предназначена для приведения ОНК в исходное состояние при сбоях (появление хаотичной, случайной информации на индикаторах) в его работе.
2.2.1 Преобразователи давления
Преобразователи давления, устанавливаемые в поршневую (преобразователь "П") и штоковую (преобразователь "Ш") полости гидроцилиндра стрелы или в соединенные с ними трубопроводы, служат для определения усилия, создаваемого грузом на шток гидроцилиндра подъема стрелы.
Преобразователь - тензометрический резистивный мост, наклеенный на стальной цилиндр, на внутреннюю полость которого действует измеряемое давление.
Два тензорезистора, приклеенные на тонкостенную часть цилиндра, под воздействи-ем давления растягиваются, что приводит к изменению (увеличению) их сопротивления, а, следовательно, к изменению сопротивления моста. Два других тензорезистора, приклеенные на торец (основание) цилиндра, под воздействием давления не растягиваются и служат для термокомпенсации моста.
Выходное напряжение (13 мВ при 25 МПа) с диагонали моста преобразователя пода-ется в БОД, усиливается и поступает на вход коммутатора АЦП.
Примечание - В усилителе предусмотрена возможность подстройки нуля преобразователя.
Для коррекции температурного ухода параметров преобразователей давления ис-пользуется установленный в датчике азимута (см. п. 2.2.3.3) терморезистор, измеряющий те-кущее значение температуры окружающего воздуха.

2.2.2 Датчик угла маятниковый
Датчик угла маятниковый (ДУГМ) устанавливается на корневой секции стрелы и слу-жит для измерения угла наклона стрелы относительно горизонта.
Датчик представляет собой датчик линейных ускорений, формирующий выходное напряжение от минус 0,7 до + 0,7 В при изменении угла от 0 до 90°. Усиленное в БОДе (в три раза) выходное напряжение датчика поступает на вход коммутатора АЦП.
Напряжения питания ДУГМ (± 15 В) поступают из БОДа.

2.2.3 Датчики длины стрелы и азимута
2.2.3.1 Основным элементом датчиков длины стрелы (ДД) и азимута (ДА) является проволочный переменный резистор типа СП5-21-1-6,8 кОм с большой износоустойчивостью, вал которого жестко связан с соответствующими механизмами крана.
Из БОДа на резистор подается опорное напряжение + 5 В. Напряжение, снимаемое со средней точки потенциометра и пропорциональное углу поворота (стрелы или платформы крана), через диодную схему защиты поступает на вход коммутатора АЦП БОДа.
2.2.3.2 ДД устанавливается на корневой секции стрелы. Трос ДД соединяется с ого-ловком стрелы и при выдвижение последней вращает пружинный барабан и связанный с ним через редуктор вал потенциометра. Возврат потенциометра в исходное состояние осуществ-ляется пружинным барабаном.
Для исключения провисания троса датчика барабан закручивается на четыре оборо-та от свободного состояния пружины при минимальной длине стрелы.
2.2.3.3 ДА устанавливается на оси вращения платформы и служит для измерения уг-ла поворота платформы крана относительно кабины водителя.
Для измерения текущее значение температуры окружающего воздуха в ДА установ-лен терморезистор, обеспечивающий температурную коррекции параметров преобразовате-лей давления (см. п. 2.2.1).

2.2.4 Модуль защиты от опасного напряжения
Модуль защиты от опасного напряжения (МЗОН) вырабатывает:
- импульсный сигнал амплитудой (12-16) В и частотой 500 Гц, если антенна находит-ся вне зоны воздействия ЛЭП;
- постоянное напряжение (12-16) В, если антенна находится в зоне воздействия ЛЭП;
- напряжение ноль вольт, если разомкнут концевой выключатель подъема крюка.
Формируемый модулем сигнал по кабелю (тросу от ограничителя подъема крюка) пе-редается в БОД для обработки.
При наличие сигнала от ЛЭП БОД запрещает выполнения операций крана до введе-ния координатной защиты.

ВНИМАНИЕ ! В ОНК УСТАНОВЛЕНА ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ, ФИКСИРУЮЩАЯ РАБОЧИЕ ПАРАМЕТРЫ, УКАЗАННЫЕ В П. 1.2.3, В ТЕЧЕНИЕ ЧЕТЫРЕХ ПОСЛЕДНИХ ЧАСОВ РАБОТЫ КРАНА, А ТАКЖЕ СТЕПЕНЬ НАГРУЗКИ КРАНА В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО СРОКА СЛУЖБЫ ПОСЛЕДНЕГО.

Ограничитель не содержит источников опасности для обслуживающего персонала и при его эксплуатации необходимо руководствоваться "Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" Госгортехнадзора России (ПБ-10-14-92).
При проведении сварочных работ на кране ОНК должен быть обесточен.
Запрещается проводить настройку и регулировку ограничителя на кране лицам, не имеющим специальной подготовки и удостоверения на право проведения указанных работ.
Запрещается эксплуатация ограничителя с поврежденными пломбами.
Наличие ограничителя на кране не снимает ответственности с крановщика в случае опрокидывания или поломки узлов крана.
3.2.1 Схема включения ограничителя приведена на рисунке 2.
3.2.2 Перед включением ограничителя необходимо изучить назначение элементов индикации и органов управления на передней панели БОДа (см. рисунок 4 и п. 2.1.4).
3.2.3 При работе с ограничителем необходимо помнить:
- работа кpана над кабиной в сектоpе 60° запpещена [гоpят кpасная и зеленая лампы, мигают индикаторы ограничений "Поворот вправо" (31) и "Поворот влево" (32), звучит звуко-вой сигнал]. Для вывода стрелы крана в рабочую зону необходимо нажать кнопку блокировки на пульте управления крана. При полностью втянутой стреле и массе груза на крюке менее 0,8 т аварийная сигнализация не включается (для облегчения укладки стрелы в транспортное положение);
- при больших углах наклона стрелы дается предупреждение о приближении к мак-симально допустимому углу наклона (когда гидроцилиндр подъема стрелы полностью выдви-нут) миганием индикатора (30) ограничения по высоте ("Потолок"). При срабатывании ОНК на этих углах (горят красная и зеленая лампы) необходимо нажать (для снятия координатной защиты) кнопку блокировки на пульте управления крана и опустить стрелу;
- при попытке опустить стрелу на угол, меньший угла наклона, соответствующего максимальному вылету, запрещаются все движения крана [горят красная и зеленая лампы, мигает индикатор "Стена" (31) координатной защиты] и дальнейшая работа возможна только с нажатой кнопкой блокировки на пульте управления крана;
- при отказе датчиков работа крана запрещается (блокируются все движения);
- ограничитель не имеет собственного переключателя для подачи напряжения пита-ния. Включение ОНК производится тумблером на пульте крана одновременно с включением приборов в кабине. О включении ограничителя свидетельствует загорание индикатора ВКЛ (индикатор 5 на рисунке 4) на передней панели БОДа.
Если включение ОНК производится при температуре менее минус 10°С, включается обогрев ИЖЦ, о чем свидетельствует загорание индикатора ТС (4).
Если ОНК эксплуатируется при температурах ниже минус 30 °С, то выдача информа-ции на ИЖЦ начнется после их прогрева в течение 5 мин.
3.3.1 Включение ОНК
Включить тумблер подачи питания в цепи управления крана. При этом не более, чем через 1 мин должен загореться индикатор ВКЛ.
Примечания
1 Если после подачи напряжения питания на индикаторах БОДа отсутствует осмысленная информация, необходимо нажать на 1-2 с кнопку СБРОС. После прохождения теста индикации огра-ничитель перейдет в рабочий режим.
2 При появлении на верхнем ИЖЦ кодов "Е 30" (сбой введенного режима работы опорного контура) или "Е 31" (сбой введенной запасовки ) выполнить операции по п. 3.3.2.
3 При появлении во время работы крана на верхнем ИЖЦ кода "Е 11" (оголовок стрелы с ан-тенной находится в зоне воздействия напряжения ЛЭП) выполнить операции по п.3.3.4, 3.3.5.

3.3.2 Ввод режимов работы крана
Операции по п. 3.3.2 выполнять только в случае необходимости изменения режимов работы или при выдаче на верхний индикатор сообщений "Е 30", "Е 31".
Примечание - Если вводиться режим работы с гуськом, выдвинуть стрелу полностью, нажав (при необходимости) кнопку блокировки координатной защиты на пульте крана.
Ввести режим работы стрелового оборудования и опорного контура, а также крат-ность запасовки полиспаста путем нажатия кнопки СТРЕЛА ОП. КОНТУР и ЗАПАСОВКА (за-горается красная лампа, движения крана запрещаются).
При этом на индикаторы БОДа выдаются:
- на верхний ИЖЦ - код модификации ОНК и типа крана (последние две цифры):
1.01 - КС-45717, 18.01 - КС3574М1
1.02 - КС-35714 или КС-35715, 18.02 - КС-45717М
1.03 - КС-35714-2 или КС-35715-2, 18.03 - КС-35719 - 3М
1.04 - КС-45717-1 (всех модификаций),
1.05 - КС-45717-1 (выпуска до 01.05.99);
- на средний ИЖЦ - кратность запасовки;
- на нижний ИЖЦ - цифровой код режима работы опорного контура и стрелового обо-рудования с символом "Р-" впереди.
Индикация режимов работы крана дублируется единичными индикаторами.
Последовательно нажимая кнопки СТРЕЛА ОП. КОНТУР и ЗАПАСОВКА, выбрать со-ответственно требуемый режим работы стрелового оборудования, опорного контура и необ-ходимую запасовку, контролируя режимы работы по ИЖЦ и единичным индикаторам.
Пример - Если горят индикаторы 2 и 4, значит выбрана запасовка 6 (сумма цифр, проставлен-ных в непосредственной близости с включенными индикаторами запасовки).
Если индицируемые режимы работы крана соответствуют желаемым, нажать кнопку "↵" (40). При этом ОНК перейдет в рабочий режим (работа крана разрешается).

Режимы работы крана КС-45717-1, предусмотренные в ОНК-140-01:
код "Р-00" - основная стрела, опоры полностью выдвинуты (горят индикаторы 25, 29), кратность запасовки устанавливается согласно грузовых характеристик на кран;
код "Р-01" - работа с опасными грузами, основная стрела (аналогично Р00), опоры полностью выдвинуты, максимальная грузоподъемность снижена;
код "Р-02" - основная стрела, опоры выдвинуты не полностью (горят индикаторы 26, 28);
код "Р-03" - работа с гуськом, стрела полностью выдвинута, опоры полностью вы-двинуты (горят индикаторы 14, 25, 29), запасовка однократная.

Режимы работы для остальных типов кранов, предусмотренные в ОНК-140-01 (ОНК автоматически исключает режим работы, не предусмотренный на данном типе крана):
код "Р-00" - основная стрела, опоры полностью выдвинуты (горят индикаторы 25, 29), кратность запасовки устанавливается согласно грузовых характеристик на кран;
код "Р-01" - работа с гуськом, стрела полностью выдвинута, опоры полностью вы-двинуты (горят индикаторы 14, 25, 29), запасовка однократная.

Режимы работы кранов КС-3574М1, КС-45717М предусмотренные в ОНК-140-18:
код "Р-00"- основная стрела, опоры полностью выдвинуты (горят индикаторы 25, 29);
код "Р-01" - работа с опасными грузами, основная стрела (аналогично Р00), опоры полностью выдвинуты, максимальная грузоподъемность снижена;
код "Р-02" основная стрела, опоры полностью выдвинуты (горят индикаторы 25, 29), работа вкруговую обычными и опасными грузами;
код "Р-03" - основная стрела, опоры выдвинуты не полностью (сближенные опоры) (горят индикаторы 26, 28);
код "Р-04" основная стрела, опоры полностью выдвинуты (горят индикаторы 25, 29), запасовка однократная;
код "Р-05" работа без опор;
код "Р-06" переезд с грузом.
(ОНК автоматически исключает режим работы, не предусмотренный на данном типе крана)

Режимы работы крана КС-35719-3М, предусмотренные в ОНК-140-18:
код "Р-00" -основная стрела, опоры полностью выдвинуты (горят индикаторы 25, 29);
код "Р-01" - работа с опасными грузами, основная стрела (аналогично Р00), опоры полностью выдвинуты, максимальная грузоподъемность снижена;
код "Р-02" основная стрела, опоры полностью выдвинуты (горят индикаторы 25, 29), работа вкруговую обычными и опасными грузами;
код "Р-03" - основная стрела, опоры выдвинуты не полностью (сближенные опоры) (горят индикаторы 26, 28);
код "Р-04" работа без опор.

ВНИМАНИЕ!
ЕСЛИ ПPИ PАБОТЕ С ГУСЬКОМ ДЛИНА ОСНОВНОЙ СТРЕЛЫ НА 20 СМ МЕНЬШЕ МАКСИМАЛЬНОЙ, НА ИЖЦ ВЫДАЕТСЯ КОД "Е 33" И PАБОТА КРАНА ЗАПРЕЩЕНА.
ДЛЯ ПPОДОЛЖЕНИЯ PАБОТЫ НЕОБХОДИМО НАЖАТЬ КНОПКУ БЛОКИPОВКИ КООРДИНАТНОЙ ЗАЩИТЫ НА ПУЛЬТЕ УПРАВЛЕНИЯ КРАНА И ВЫДВИНУТЬ СТPЕЛУ ПОЛНОСТЬЮ.

Не рекомендуется начинать работу на кране, не убедившись в правильности установки режимов работы опорного контура, стрелового оборудования и схемы запасовки.

3.3.3 Тестовый контроль. Считывание информации о наработке крана
3.3.3.1 Тестовый контроль ограничителя проводится один раз в день перед началом рабочей смены.
Для проверки работоспособности ОНК и концевых выключателей крана необходимо нажать кнопку ТЕСТ.
При прохождении тест-программы ограничителя на всех ИЖЦ перебираются цифры от 9 до 1, затем группами поочередно, слева - направо, сверху - вниз, зажигаются единичные индикаторы, а также лампы НОРМА и СТОП.
Убедитесь, что все единичные индикаторы и все сегменты ИЖЦ функционируют.
После прохождения теста на верхний ИЖЦ выдается значение момента опрокидыва-ния крана, на средний ИЖЦ - наименование, а на нижний ИЖЦ - величина одного из допол-нительно контролируемых параметров крана (см. п. 2.1.4).
Нажимая кнопки 37, 38 ("+", "-") добейтесь появления кода "d1" на среднем ИЖЦ.
Производя манипуляции механизмами крана, убедитесь в срабатывании его конце-вых выключателей (наличие напряжения бортсети на дискретных входах "D4", "D1", см. рисунок 2).
При наличии кода "d1" на среднем ИЖЦ появление цифры 1 в соответствующих раз-рядах (при отсчете с справа - налево) нижнего индикатора указывает на:
- в разряде 1 - срабатывание концевого выключателя подъема крюка;
- в разряде 2 - срабатывание (замыкание) концевого выключателя полностью со-бранной стрелы (стрела выдвинута), если таковой имеется.
Нажимая кнопки "+", "-" (37, 38), добейтесь появления кода "d2" на среднем ИЖЦ.
Производя манипуляции механизмами крана, убедитесь в срабатывании концевых выключателей (наличие напряжения бортсети на дискретных входах "D6", "D5", см. рисунок 2).
При наличии кода "d2" на среднем ИЖЦ появление цифры 1 в разряде 2 нижнего ИЖЦ указывает на срабатывание концевого выключателя выдвижения стрелы (рукоять теле-скопирования - вперед).
В случае отсутствия цифры 1 в соответствующем разряде проверить исправность концевого выключателя и целостность цепи от выключателя до БОДа.
Для выхода в рабочий режим нажмите кнопку ТЕСТ.
3.3.3.2 Убедитесь в правильности функционирования ограничителя: опуская стрелу без груза, убедитесь, что индикация веса равна массе пустого крюка с точностью ± 0,2 т; в противном случае выполнить операции по п. 4.3.3.
Примечание - Масса пустого крюка для кранов, КС-35715 равна 0,2 т, для крана КС-45717 - 0,25 т, для кранов КС-45717-1, КС-45717М- 0,3 т. для кранов КС-3574М1, КС-35719-3М. - 0,0 т.
Для выхода в рабочий режим нажмите кнопку ТЕСТ.
3.3.3.3 Считывание информации о наработке крана
Нажимая кнопку ЧАСЫ (42, - см. п. 2.1.4), произвести считывание информации с БТП ограничителя о значениях параметров крана (дата установки ОНК на кран, моточасы работы крана, характеристическое число), характеризующих степень его износа.
Примечание - Работы по п. 3.3.3.3 выполнять только при необходимости.

3.3.4 Работа крана вблизи линий электропередачи
Рекомендации по п. 3.3.4 выполнять только для ограничителей нагрузки крана с ин-дексом "М" в конце обозначения (например, ОНК-140-01М), которые комплектуются модулем защиты от опасного напряжения (МЗОН).
Работа крана вблизи линии электропередачи (ЛЭП) без наряда-допуска запрещена.
Подготовка к работе и работа крана вблизи ЛЭП должна выполняться в строгом со-ответствии с требованиями "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" (ПБ-10-14-92).
Перед началом работы машинист должен поднять оголовок стрелы на высоту 7-8 м и, поворачивая ее, убедиться в отсутствии (наличии) ЛЭП в предполагаемой зоне работы.
При попадании оголовка стрелы (с установленным на нем МЗОНом) в зону воздей-ствия электрического поля ЛЭП частотой 50 Гц ограничитель запрещает выполнение всех операций крана, на верхний ИЖЦ БОДа выдается код "Е 11" (обнаружение ЛЭП), горит по-стоянным свечением индикатор 18 (ОПАСНО) и включается прерывистый звуковой сигнал.
Дальность обнаружения ЛЭП напряжением 0,22 кВ - не менее 5 м (расстояние между оголовком стрелы и ближайшим к нему проводом ЛЭП в передней полусфере).
При работе вблизи ЛЭП напряжением 0,22-1 кВ следует иметь ввиду, что величина сигнала, наводимая на антенну от ЛЭП, очень мала. По этой причине при выдвижении стре-лы, оголовок которой удален от ЛЭП, защитные свойства модуля ухудшаются.
Воздушные ЛЭП напряжением свыше 110 кВ ограничитель (МЗОН) обнаруживает на расстоянии в несколько сот метров.
В связи с тем, что МЗОН не во всех случаях может защитить крюковую подвеску, длинномерный груз, канат, ограничитель не должен использоваться как рабочее средство для остановки механизмов крана.
МЗОН не защищает стрелу крана при нахождении гуська в рабочем положении.
МЗОН помогает машинисту своевременно обнаружить ЛЭП. При сознательном нарушении Правил не может быть гарантирована защита от поражения электрическим током.
Если ограничитель произвел остановку механизмов крана и выдал сообщение о наличие вблизи крана ЛЭП [на верхнем ИЖЦ отображается код "Е 11", горит постоянным свечением индикатор обнаружения ЛЭП (18) и слышен прерывистый звуковой сигнал], кра-новщик должен определить зону работы крана, его положение относительно ЛЭП и устано-вить координатную защиту согласно п. 3.3.5.
При вводе первого из вводимых ограничений необходимо нажать и удерживать кнопку блокировки координатной защиты на пульте крана.
Ввод координатной защиты рекомендуется начинать с ограничения угла поворота, ближнего к ЛЭП, при этом запрещается подводить оголовок стрелы к крайнему проводу ЛЭП на расстояние, меньше указанного в Правилах.

3.3.5 Ввод координатной защиты - ограничения типа "ЛЭП"
Координатная защита - ограничение типа "ЛЭП" - предназначено для обеспечения работы крана в зоне ЛЭП и в стесненных условиях.
Ниже описана работа координатной защиты при работе крана в зоне ЛЭП.
ВНИМАНИЕ !
1 РАБОТА ВБЛИЗИ ОТ ЛЭП МОЖЕТ ПРОВОДИТЬСЯ ТОЛЬКО ПРИ НАЛИЧИИ НАРЯДА - ДОПУСКА УСТАНОВЛЕННОГО ОБРАЗЦА.
2 НАПРЯЖЕНИЕ ЛЭП (П. 4 НАРЯДА - ДОПУСКА) ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ ПАРАМЕТРОМ, НЕОБХОДИМЫМ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ВВЕДЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ТИПА "ЛЭП".

Для реализации координатной защиты - ограничения типа "ЛЭП" - в ОНК-140 преду-смотрены следующие виды ограничений:
- ограничение "Стена";
- ограничение "Потолок";
- ограничения по углу поворота.
Для обеспечения ограничения типа "ЛЭП" первые два ограничения являются основ-ными, а последнее - вспомогательным.
При работе в стесненных условиях все ограничения равнозначны.
Ограничение типа "ЛЭП" обеспечивает выполнение требований ГОСТ 12.1.013-78 "Строительство. Электробезопасность" и ст. 4.9.18 "Правил устройства и безопасной эксплу-атации грузоподъемных кранов".
Введение ограничения "ЛЭП" обеспечивает автоматическое отключение приводов механизмов крана при приближении оголовка стрелы к границе охранной зоны.
Охранная зона - это зона, в которую запрещено попадание оголовка стрелы.
Граница охранной зоны - это воображаемая вертикальная (для ограничения "Стена") или горизонтальная (для ограничения "Потолок") плоскость, проходящая параллельно ЛЭП на расстоянии L от нее.
Расстояние L зависит от напряжения воздушной ЛЭП, которое указано в наряде-допуске на проведение работ.
Зависимость расстояния L от напряжения воздушной ЛЭП приведено в таблице 3.
Напряжение воздушной линии, кВ Допустимое расстояние от оголовка
до провода ЛЭП, м
до 1 1,5
от 1 до 20 2,0
от 35 до 110 4,0
от 150 до 220 5,0
330 6,0
от 500 до 750 9,0

Для ввода ограничения необходимо нажать на время не менее 1 с одну из кнопок 37-40 (при необходимости - поочередно несколько кнопок) напротив символа, обозначающего тип требуемой защиты (например, "Потолок"), при этом должен включиться индикатор вве-денного ограничения.
Примечание - При вводе ограничения учитывать габаритные размеры поднимаемого груза.
Для снятия введенного ограничения (сброса защиты) необходимо повторно нажать ту же кнопку и проконтролировать выключение (гашение) соответствующего индикатора.
Горение индикаторов постоянным свечением свидетельствует об отсутствии сраба-тывания защиты по введенным ограничениям.
При достижении в процессе работы крана любого из введенных ограничений сраба-тывает координатная защита, загорается красная лампа СТОП (зеленая лампа НОРМА про-должает гореть), включается звуковой сигнал и индикатор ограничения, из-за которого срабо-тала защита, переводится в мигающий режим.
Для отключения защиты оператор должен изменить параметр, по которому достигну-то ограничение (Например, при достижении ограничения типа "Потолок" необходимо либо опустить стрелу, либо уменьшить ее длину).
Для выполнения этих операций необходимо предварительно нажать и удерживать, до момента отключения красной лампы СТОП и звукового сигнала, кнопку блокировки коор-динатной защиты на пульте упpавления кpана.
ВНИМАНИЕ !
ПРИ ВВОДЕ ОГРАНИЧЕНИЙ КООРДИНАТНОЙ ЗАЩИТЫ НЕОБХОДИМО ПРЕДУСМАТРИВАТЬ ЗАПАС ПО РАССТОЯНИЮ И УГЛУ ПОВОРОТА (ДЛЯ УЧЕТА ИНЕРЦИИ КРАНА ПРИ ПРИБЛИЖЕНИИ К ЗОНЕ, В КОТОРОЙ РАБОТА КРАНА ЗАПРЕЩЕНА).
ПРИ ПРИБЛИЖЕНИИ К УСТАНОВЛЕННОМУ ОГРАНИЧЕНИЮ ЗВУКОВОЙ СИГНАЛ НАЧИНАЕТ ЗВУЧАТЬ РАНЬШЕ, ЧЕМ НАСТУПИТ ОГРАНИЧЕНИЕ.

При необходимости все ограничения могут быть введены одновременно.

3.3.5.1 Ввод ограничения типа "ЛЭП" ("Стена")
Ограничение типа "ЛЭП" ("Стена") - это воображаемая веpтикальная бесконечная плоскость, перпендикулярная проекции стрелы на землю и построенная по срезу оголовка стрелы.
Учет инерции крана проводится путем введения ограничительной линии, проходящей параллельно границе охранной зоны и отстоящей от нее не менее, чем на 1,0 м.
3.3.5.1.1 Ввод ограничения типа "ЛЭП" ("Стена") вести в следующей последователь-ности (см. рисунок 5).
Параллельно охранной зоне объекта на расстоянии не менее 1,0 м от него, прочер-тить воображаемую ограничительную линию, которую не должен пересекать крюк крана.
При этом расстояние между границей охранной зоны и ограничительной линией должно быть таким, чтобы при срабатывании ограничителя стрела (с учетом инерционного пролета крана и габаритов груза) не приближалась к границе охранной зоны объекта менее, чем на 0,5 м.
Установить стрелу перпендикулярно ограничительной линии.
Изменяя (при необходимости) длину стрелы или угол наклона, добейтесь касания крюком ограничительной линии, не пересекая ее, в точке 3.
Нажать на 1 с кнопку ввода ограничения "ЛЭП" (“Стена”).
Загорание индикатора “Стена” свидетельствует о вводе ограничения в память ОНК.
3.3.5.1.2 Проверить правильность срабатывания защиты ограничителя:
- повернуть кран (при необходимости, нажать кнопку отключения координатной защиты на пульте управления крана) без изменения вылета влево на произвольный угол по отношению к точке ввода ограничения "ЛЭП" ("Стена");
- увеличивая вылет (изменением угла наклона или длины стрелы) в направлении ограничительной линии, проконтролировать срабатывание защиты (включение красной лам-пы, звукового сигнала и перехода светодиода "Стена" в мигающий режим) в момент, когда проекция оголовка стрелы (крюк) пересекает ограничительную линию в точке 1;
- нажав кнопку отключения координатной защиты на пульте крана, уменьшить вылет и повернуть стрелу вправо на произвольный угол по отношению к точке ввода ограничения;
- увеличивая вылет (изменением угла наклона или длины стрелы) в направлении ограничительной линии, проконтролировать срабатывание защиты (включение красной лам-пы, звукового сигнала и перехода светодиода "Стена" в мигающий режим) в момент, когда крюк пересекает ограничительную линию в точке 2.
Ограничитель работает нормально, если при срабатывании защиты оголовок стрелы (крюк) приблизился к границе охранной зоны объекта не менее, чем на 0,5 м.
Режим ограничение "ЛЭП" может быть использован для ограничения зоны работы крана при работе в стесненных условиях.

3.3.5.2 Ввод ограничения типа "ЛЭП" ("Потолок")
Ограничение типа "ЛЭП" ("Потолок") - это воображаемая горизонтальная бесконеч-ная плоскость, располагаемая на высоте оголовка стрелы.
3.3.5.2.1 Ввод ограничения типа "ЛЭП" ("Потолок") вести в следующей последова-тельности:
- поднять оголовок стрелы (с учетом ее инерции) до требуемой высоты (по показанию индикатора БОДа или визуально);
- нажать на 1 с кнопку ввода ограничения “Потолок”.
Загорание индикатора "Потолок“ свидетельствует о вводе ограничения в память из-делия ОНК-140.
3.3.5.2.2 Проверить правильность срабатывания защиты ограничителя:
- втянуть стрелу на 0,5 м (при необходимости, нажать кнопку блокировки координат-ной защиты на пульте управления крана);
- увеличивая высоту (выдвигая стрелу), проконтролировать срабатывание защиты (включение красной лампы, звукового сигнала и перехода индикатора "Потолок" в мигающий режим) в момент, когда оголовок стрелы находится на высоте (см. на индикатор высоты), равной введенной.
Ограничитель работает нормально, если при срабатывании защиты оголовок стрелы пересек заданную высоту не более, чем на 0,2 м.

3.3.5.3 Ввод ограничений по углу поворота
3.3.5.3.1 Отметив в рабочей зоне крана две точки сектора ограничения по углу пово-рота стрелы влево и вправо с учетом инерции крана, установить стрелу в створе этого секто-ра у левой границы последнего.
Нажать на 1 с кнопку ввода ограничения "Поворот влево".
Загорание индикатора "Поворот влево" свидетельствует о вводе ограничения в па-мять изделия ОНК-140.
Установить стрелу у правой границы сектора.
Нажать на 1 с кнопку ввода ограничения "Поворот вправо".
Загорание индикатора "Поворот вправо" свидетельствует о вводе ограничения в па-мять изделия ОНК-140.
3.3.5.3.2 Проверить правильность срабатывания защиты ОНК: подводя стрелу к гра-ницам отмеченного сектора (при необходимости, нажать кнопку отключения координатной защиты на пульте управления крана), проконтролировать срабатывание защиты (включение красной лампы, звукового сигнала и перехода индикатора ограничения по углу поворота в ми-гающий режим) в момент, когда крюк пересекает границу заданного (введенного) сектора.
Ограничитель работает нормально, если при срабатывании защиты проекция стрелы на землю пересекает заданную границу не более, чем на 2°.
3.4.1 Программно-аппаратные средства ОНК позволяют проверить исправность ос-новных его узлов и локализировать неисправность путем выдачи на индикатор ее кода.
3.4.2 При неработоспособности ограничителя поиск его неисправности рекомендует-ся проводить в следующей последовательности:
- проверить БОД и датчики на отсутствие внешних механических повреждений;
- проверить исправность механизмов привязки датчиков;
- проверить кабельную разводку, исправность электрических соединительных цепей датчиков и блока обработки данных (БОДа).
3.4.3 Неисправности ограничителя, которые могут быть диагностированы и устране-ны непосредственно на кране, приведены в таблице 4.
Допускается кратковременное (не более 2 секунд) появление сообщения об ошибках «EXX» после прохождения теста индикации.
Примечание - В таблице 4 принято следующее сокращение: ИМ - инструкция по монтажу, пуску и регулированию ЛГФИ.408844.009-01 ИМ.
Работы по устранению неисправностей, требующие вскрытия блоков и датчиков, должны выполнять аттестованные специалисты ремонтных или сервисных предприятий.
Характер и проявление неисправности Вероятная причина неисправности Способ устранения неисправности
При включении тумблера питания загорается только красная лампа «СТОП» на блоке обработке данных Поврежден кабель питания ОНК
Нарушен контакт 23 в разъеме X1 соединения кабеля с блоком обработки данных ОНК
Напряжение в бортовой сети крана больше допустимого
Заменить поврежденный кабель
Восстановить контакт в разъеме
Заменить предохранитель на задней стенке блока обработки данных
Уменьшить напряжение заменой реле-регулятора напряжения
Максимальная грузоподъемность равна 2т, 4 т, 6 т и не меняется при изменении вылета стрелы "Залип" концевик телескопа или кнопка ускоренного подъема стрелы, лебедки Провести проверку ОНК по п. 3.3.3 ЛГФИ.408844.009-01 РЭ
После выхода ОНК в рабочий режим мигают светодиоды координатной защиты по углу поворота и звучит звуковой сигнал даже при расположении стрелы в рабочей зоне Обрыв или короткое замыкание в цепях датчика поворота платформы (азимута)
Неправильно установлена шестерня датчика на оси вращения крана
Неисправен датчик
Восстановить обрыв или короткое замыкание в кабеле
Проверить датчик и произвести его новую привязку (см. п. 4.2 ЛГФИ.408844.009-01 ИМ).
Заменить датчик
Код "Е 00" Включение питания в режиме настройки. Сбой программы грузовых характеристик в памяти прибора Провести полную настройку крана
Заменить БОД
Код "Е 01" Обрыв или короткое замыкание в кабеле преобразователя давления поршневого давления (в гидравлических кранах) или датчика усилия (в решетчатых кранах)
Уход нуля датчика
Неисправен датчик
Устранить обрыв или короткое замыкание в кабеле
Провести коррекцию нуля датчика (пп. 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.5 ИМ).
Заменить датчик и произвести его настройку по п. 4.6 ИМ
Код "Е 02" Обрыв или короткое замыкание в кабеле преобразователя штокового давления
Уход нуля преобразователя датчика
Неисправен преобразователь
Устранить обрыв или короткое замыкание в кабеле.
Провести коррекцию нуля датчика (пп. 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.3 ИМ).
Заменить датчик и произвести его настройку по п. 4.6 ИМ
Код "Е 03" Обрыв или короткое замыкание в кабеле маятникового датчика угла стрелы
Неисправен датчик
Устранить обрыв или короткое замыкание на выходе датчика или в кабеле
Заменить датчик и произвести его привязку по п. 4.5 ИМ
Код "Е 04" Обрыв или короткое замыкание на выходе датчика длины стрелы или в кабеле
Неверная установка начального положения датчика, нарушена регулировка канала
Устранить обрыв или короткое замыкание на выходе датчика длины или в кабеле
Проверить правильность установки датчика длины и произвести его новую привязку (пп. 3.3; 4.4.4-4.4.8 ИМ)
Код "Е 10" Неисправность модуля защиты от опасного напряжения (МЗОН)
Замыкание линии связи МЗОН на напряжение питания бортовой сети
Заменить МЗОН
Проверить проводку на оголовке стрелы
Код "Е 11" Оголовок стрелы крана находится в зоне излучения ЛЭП Определить зону работы и ввести координатную защиту, нажав при необходимости кнопку блокировки защиты на пульте крана
Код "Е 12" Сработал или неисправен выключатель ограничения сматывания каната лебедки Произвести операцию подъема груза лебедкой
Проверить кабельную разводку
Заменить выключатель
Код "Е 13" Рычаги управления крана не выведены в нулевое положение Проверить концевые выключатели на рычагах управления
"Е13.1"
"Е13.2"
"Е13.3"
"Е13.4"
"Е13.5"
"Е13.6"
"Е13.7"
"Е13.8"
Подъем крюка
Опускание крюка
Поворот вправо
Поворот влево
Опускание стрелы
Подъем стрелы
Выдвижение стрелы
Втягивание стрелы
Код "Е 20" Отказ ПЗУ (постоянно-запоминающего устройства) программы Заменить плату контроллера.
Произвести привязку и настройку ОНК по ЛГФИ.408844.009-01 ИМ
Код "Е 21" Отказ кварцевого резонатора Заменить плату контроллера и произвести привязку и настройку ОНК по ЛГФИ.408844.009-01 ИМ
Код "Е 22" Постоянно замкнута одна из кнопок клавиатуры БОДа Заменить плату модуля индикации
Код "Е 23" Сбой программы Нажать кнопку СБРОС и произвести настройку часов
Код "Е 24" Сбой контрольной суммы мик-росхемы настроечного ПЗУ (DD7) Провести привязку и настройку ОНК по ЛГФИ.408844.009-01 ИМ
Коды "Е 25", "Е 26", "Е 27", "Е 28" Отказ микросхем настроечного ПЗУ (DD7) или "черного ящика" (DD8 - DD10) Заменить плату контроллера. Произвести привязку и настройку ОНК по ЛГФИ.408844.009-01 ИМ
Код "Е 30", "Е 31" Сбой введенного режима стрелового оборудования и опорного контура ("Е 30") или запасовки ("Е 31") Произвести ввод режима работы (п. 3.3.2 ЛГФИ.408844.009-01 РЭ)
Код "Е 32" Сбой введенных ограничений координатной защиты Произвести ввод ограничений координатной защиты
Код "Е 33" При работе с гуськом стрела выдвинута не на полную длину Нажать кнопку блокировки габаритной защиты на пульте крана и выдвинуть стрелу
Код "Е 34" Недопустимое выдвижение стре-лы при работе на не полностью выдвинутых опорах Нажать кнопку блокировки габаритной защиты на пульте крана и вдвинуть стрелу
На ИЖЦ не изменяются (или равны нулю) значения массы груза и момента при поднятии грузов разных масс Перепутаны местами поршневой и штоковый преобразователи давления Установить преобразователи в соответствующие полости гидро-цилиндра подъема стрелы соглас-но инструкции по монтажу
При переходе ограничителя в рабочий режим не загорается зеленая лампа (перегрузка отсутствует, красная лампа не горит) Неисправна зеленая лампа Заменить плату индикации
При нагрузке более 95 % не загорается лампа "90 %" Неисправна лампа "90 %" То же
При перегрузке крана за-щита срабатывает, но красная лампа не загорается Неисправна красная лампа То же
На верхний ИЖЦ выдается код "Н ХХ" Переключатель в боковом окне БОДа находится в положении НАСТРОЙКА.
Отказ переключателя
Установить переключатель в положение РАБОТА.
Заменить плату контроллера. Произ-вести привязку и настройку ОНК
На нижний ИЖЦ выдается код "Р-ХХ" Ограничитель ждет ввода режима работы крана Произвести ввод режима работы (п. 3.3.2 ЛГФИ.408844.009-01 РЭ)
На короткой стpеле грузо-подъемность крана занижена Не настроен датчик длины стрелы Произвести настройку канала датчика
Техническое обслуживание (ТО) ограничителя ОНК-140 обеспечивает постоянную его готовность к эксплуатации, безопасность работы крана.
Установленная настоящей инструкцией периодичность обслуживания ограничителя должна соблюдаться при любых условиях эксплуатации и в любое время года.
ТО ограничителя проводить одновременно с техническим обслуживанием крана.
При ТО ограничителя соблюдать меры безопасности, предусмотренные при прове-дении технического обслуживания крана.
4.2.1 Виды технического обслуживания
Техническое обслуживание ограничителя в зависимости от периодичности и объема работ подразделяется на следующие виды:
- ежесменное ТО (ЕО);
- сезонное ТО (СО).
4.2.2 Подготовка к техническому обслуживанию
Для проведения ТО необходимо своевременно подготовить требуемые материалы, приборы и инструменты. Кран поместить в крытое, не задымленное, а зимой - в утепленное помещение.

4.3.1 Ежесменное техническое обслуживание
ЕО производится машинистом.
ЕО предусматривает следующие виды работ:
- внешний осмотр и очистка блоков и датчиков от пыли и грязи;
- проверка функционирования ограничителя: отсутствие повреждений ИЖЦ, единич-ных индикаторов, сигнальных ламп и элементов коммутации (самотестирование по п. 3.3.3).
4.3.2 Сезонное обслуживание
СО проводится при подготовке к зимнему и летнему сезону эксплуатации крана.
СО производится (кроме случаев, оговоренных особо) машинистом.
СО предусматривает следующие виды работ:
- работы ЕО;
- проверку состояния датчиков, соединительных кабелей и разъемов;
- проверку состояния уплотнений (в том числе и кабины) и лакокрасочных покрытий;
- устранение обнаруженных недостатков;
- проверку ограничителя контрольными грузами (см. п. 4.3.3) при проведении первого сезонного обслуживания; при дальнейшей эксплуатации проверку ограничителя контрольны-ми грузами проводить один раз в год;
- подстройку ОНК, при необходимости, по результатам его проверки по п. 4.3.3;
- проверку, при необходимости, защиты ограничителя от опасного приближения к ЛЭП (см. п. 4.3.4);
- считывание, при необходимости, информации о наработке крана (см. п. 3.3.3.3);
- считывание, при необходимости, информации с БТП в соответствии с инструкцией ЛГФИ.408844.009 И1.
СЧИТЫВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ С ОНК (С ПОСЛЕДУЮЩИМ ЕГО ОПЛОМБИРОВАНИЕМ) ДОЛЖЕН ПРОИЗВОДИТЬ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ РАБОТНИК, ОТВЕТСТВЕННЫЙ ПО НАДЗОРУ ЗА БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН, СПЕЦИАЛИСТ СЕРВИСНОЙ ИЛИ РЕМОНТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ДАННЫХ ПРИБОРОВ БЕЗОПАСНОСТИ.

4.3.3 Проверка ограничителя с контрольными грузами
ОПЕРАЦИИ ПО ПОДСТРОЙКЕ ОНК, УКАЗАННЫЕ В П. 4.3.3, ДОЛЖЕН ПРОИЗВОДИТЬ СПЕЦИАЛИСТ, ИМЕЮЩИЙ ПРАВО НА ПРОВЕДЕНИЕ РЕГУЛИРОВОЧНЫХ РАБОТ ПРИБОРОВ БЕЗОПАСНОСТИ.
МАССА ГРУЗА НЕ ДОЛЖНА ОТЛИЧАТЬСЯ ОТ УКАЗАННЫХ НИЖЕ ЗНАЧЕНИЙ БОЛЕЕ, ЧЕМ НА 1 %.
Работы по п. 4.3.3 вести в режиме "Р-00" [основная стрела, опоры полностью выдви-нуты (горят индикаторы 25, 29), кратность запасовки устанавливается согласно грузовых ха-рактеристик на кран].
Примечание - Допускается проводить проверку ограничителя по методике и на вылетах, ука-занных в инструкции по эксплуатации крана, а также добиваться срабатывания ограничителя путем увеличения вылета.
4.3.3.1 Установить стрелу крана в положение, диаметрально противоположное поло-жению кабины машины или в боковую зону.
Установить максимальные значения длины стрелы и вылета согласно таблицы 5 и поднять груз, величина массы которого для данного типа крана указана в таблице 5.
Ограничитель не должен сработать. Опустить груз.
Увеличить массу груза на 10 % и поднять его.
Ограничитель должен сработать.
Если ограничитель не срабатывает, выполнить следующие работы:
- вскрыть люк на боковой стенке БОДа;
- установить по рулетке с точностью ± 2 см максимальное значение вылета, указан-ного в таблице 5;
- проверить правильность показаний длины стрелы и вылета по индикаторам БОДа.
Если длина стрелы отличается от заданной более, чем на 7 см, произвести коррек-тировку показаний путем изменения длины троса: отсоединить трос от оголовка стрелы и увеличить или уменьшить его длину на величину ошибки.
Если вылет на индикаторе отличается от реального более, чем на 20 см, произвести корректировку показаний путем изменения угла наклона датчика угла наклона стрелы;
- опустить груз на землю, заглушить двигатель крана и нажать кнопку ТЕСТ.
После прохождения теста самоконтроля проконтролировать отображение кода AL на среднем индикаторе.
Таблица 5

Нажимая кнопки "+", "-" (37, 38), добейтесь появления кода "Рu" на среднем ИЖЦ.
Потянуть на себя несколько раз рукоять подъема стрелы (для сброса давления в штоковой полости).
Вращая винт регулировочного резистора R2, установить на нижнем ИЖЦ значение давления в штоковой полости равным 0,3;
- нажать кнопку ТЕСТ.
После перехода ОНК в рабочий режим, плавно поднять груз и установить с помощью резистора R1 значение момента на верхнем индикаторе равным 100.
Опустить груз.

4.3.3.2 Установить минимальный вылет согласно таблицы 5 и поднять груз, величина массы которого для данного типа крана указана в таблице 5.
Ограничитель не должен срабатывать.
Опустить груз.
Увеличить массу груза на 10 % и поднять его.
Ограничитель должен сработать.
Если ограничитель не срабатывает, выполнить настройку ОНК согласно инструкции ЛГФИ.408844.009-01 ИМ.

4.3.3.3 Закрыть и опломбировать боковую крышку БОДа.

4.3.3.4 Сделать отметку о проведенных работах в паспортах ограничителя и крана.

4.3.4 Проверка защиты ограничителя от опасного приближения к ЛЭП
Проверку срабатывания защиты ограничителя ОНК-140 (МЗОНа) при приближении оголовка стрелы крана к ЛЭП производить на специальной площадке с использованием ма-кета ЛЭП (см. п. 4.3.4.1) по методике п. 4.3.4.2 или с помощью имитатора ЛЭП (например, с помощью прибора "ИЛЭП" ТУ-09.98-10.00.000, изготовляемого НПО "Техкранэнерго", г. Вла-димир) по методике, указанной в эксплуатационной документации последнего, плавно при-близив антенну прибора к ближайшей части антенны МЗОНа на расстояние (0,33±0,07) м.
Примечание - При приближении антенну прибора располагать перпендикулярно про-дольной оси МЗОНа.

4.3.4.1 Макет ЛЭП
Проверку срабатывания защиты ограничителя от опасного приближения к ЛЭП про-изводить на специальной площадке, оборудованной макетом трехфазной четырехпроводной воздушной ЛЭП напряжением 220/380 В.
Площадка должна находиться вне зоны влияния посторонних воздушных ЛЭП, на удалении от них не менее:
50 м при напряжениях ЛЭП от 0,22 до 1 кВ;
75 м при напряжениях ЛЭП от 1 до 20 кВ;
200 м при напряжениях ЛЭП свыше 35 кВ.
На площадке на расстоянии не менее 15 м друг от друга должны быть установлены две опоры с подвешенной (на изоляторах) на высоте не менее 6 м от поверхности земли че-тырехпроводной линией, выполненной изолированным проводом.
Для подключения макета ЛЭП к сети 220 В на одной из опор должен быть установлен рубильник и индикатор (электрическая лампочка) наличия напряжения в макете ЛЭП.
Напряжение к макету четырехпроводной ЛЭП должно подаваться подземным кабе-лем со стороны, противоположной стороне подъезда крана.
Вдоль нижнего провода линии, на его уровне и на расстоянии от него (3±0,1) м дол-жен быть установлен капроновый канат, ограничивающий приближение к проводу оголовка стрелы крана.

4.3.4.2 Проверка срабатывания МЗОНа

4.3.4.2.1 Установить на площадке машину (стрела находится в транспортном поло-жении) перпендикулярно линиям электропередачи на расстоянии (20±1) м от оси вращения крана до воображаемой вертикальной плоскости, проходящей через ограничительный канат макета ЛЭП (см. рисунок 6).

4.3.4.2.2 Приподняв стрелу на угол 15-20 °, вывести стрелу в рабочую зону на угол 70-75 ° (исходное положение стрелы).

4.3.4.2.3 Приближая оголовок стрелы крана (МЗОНа) к ЛЭП путем медленного и плавного поворота стрелы в сторону линий макета ЛЭП, проконтролировать срабатывание защиты ограничителя: горит постоянным свечением индикатор 18, на верхнем ИЖЦ высвечи-вается код "Е 11" и ограничитель запрещает выполнение всех операций крана.
Примечание - При наличие сигнала от ЛЭП ограничитель запрещает выполнения операций крана до введения координатной защиты с БОДа.
Если ОНК сработал, последовательно выполнить операции по пп. 4.3.4.2.5, 4.3.4.2.6.
Если при повороте стрелы на угол 180° (стрела находится в положении, диаметраль-но противоположном положению кабины машины) защита ограничителя не сработала, вы-полнить операции по пп. 4.3.4.2.4.

4.3.4.2.4 Произвести увеличение длины стрелы в направлении макета ЛЭП (путем медленного и плавного выдвижения телескопической стрелы), но не далее вертикальной плоскости, проходящей через ограничительный канат, и проконтролировать срабатывание защиты ограничителя: горит постоянным свечением индикатор 18, на верхнем ИЖЦ высвечи-вается код "Е 11" и ограничитель запрещает выполнение всех операций крана.
Примечание - При наличие сигнала от ЛЭП ограничитель запрещает выполнения операций крана до введения координатной защиты с БОДа.
Если ОНК сработал, последовательно выполнить операции по пп. 4.3.4.2.5, 4.3.4.2.6.
Если МЗОН не сработал, модуль защиты должен быть забракован.

4.3.4.2.5 Измерить расстояние между проекциями на землю оголовка стрелы крана и ограничительного каната макета.
Дальность обнаружения ЛЭП (расстояние между оголовком стрелы и ближайшим к нему проводом линии макета) напряжением 0,22 кВ должна быть не менее 5 м.

4.3.4.2.6 Запомнив местоположение стрелы (при котором произошло срабатывание МЗОНа), ввести (по методике п. 3.3.5.1.1) значение ограничения "Стена", обеспечивающее защиту крана при нахождении оголовка стрелы последнего в зоне воздействия ЛЭП.
Установить стрелу крана в исходное положение (см. п. 4.3.4.2.2).
Увеличивая вылет (изменением угла наклона или длины стрелы) в направлении ограничительного каната, проконтролировать срабатывание координатной защиты ограничи-теля по введенному значению ограничения "Стена" (см. п. 3.3.5.1.2).
Ограничитель работает нормально, если при срабатывании защиты оголовок стрелы (крюк) приблизился к границе охранной зоны объекта не менее, чем на 0,5 м.

4.3.4.2.7 Сделать отметку о проведенных работах в паспортах ограничителя и крана.
5.1 Перед упаковыванием ограничитель законсервировать по ГОСТ 9.014-78 для условий хранения группы изделий 111-1, вариант временной защиты ВЗ-10 с предельным сроком защиты без переконсервации шесть месяцев.

5.2 Законсервированный ограничитель и эксплуатационную документацию упаковы-вать в ящики по ГОСТ 2991-85.
Перед упаковыванием ограничителя транспортную тару выстлать бумагой битумиро-ванной ГОСТ 515-77 или паpафиниpованной ГОСТ 9569-79 таким образом, чтобы концы бу-маги были выше краев тары на величину, большую половины длины и ширины ящика.
В каждый ящик с ограничителем вложить упаковочный лист, содержащий:
- наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак;
- наименование или шифр изделия;
- перечень составных частей изделия и их количество;
- дату упаковывания;
- штамп упаковщика и контролера.

5.3 Условия хранения в части воздействия климатических факторов должны соответ-ствовать условиям хранения 2(С) по ГОСТ 15150-69 для изделий исполнения группы УХЛ.
Хранение ограничителей производить в закрытых складских помещениях в упаковке предприятия-изготовителя в нераспечатанном виде.
В помещении для хранения не должно быть токопроводящей пыли, кислот, щелочей и других агрессивных примесей.
Срок хранения ограничителей - не более 6 мес.

5.4 Ограничители допускают транспортировку всеми видами крытых транспортных средств в соответствии с ГОСТ 20790-82 и правилами перевозок грузов, действующими на данном виде транспорта.
Условия транспортирования в части воздействия климатических факторов должны соответствовать условиям хранения 5 (ОЖ4) ГОСТ 15150-69.
Расстановка и крепление ящиков с ОНК в транспортных средствах должны исклю-чать возможность их перемещения, ударов, толчков и воздействия атмосферных осадков.

5.5 При хранении и транспортировании допускается укладка ящиков с ограничителя-ми не более, чем в три ряда. Ящики должны находиться в положении, соответствующем ма-нипуляционным знакам.
.